Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бессон люк

Энциклопедический словарь

Бессо́н Люк (Besson) (р. 1959), французский кинорежиссёр. В кино с 1982. Фильмы: «Подземка» (1984), «Голубая бездна» (1987), «Никита́» (1989), «Атлантис» (1991), «Леон» (1994), «Пятый элемент» (1997). Добился зрительского успеха, проявляя стремление к зрелищности, динамизму, чувству ритма в приключенческом, фантастическом, криминальном жанрах массового кино.

* * *

БЕССОН Люк - БЕССО́Н (Besson) Люк (р. 18 марта 1959), французский режиссер, сценарист, продюсер.

Родился в Париже в семье инструкторов по подводному погружению. Его детство протекало на Средиземном море. Мальчик мечтал стать профессиональным ныряльщиком или специалистом по дельфинам, но в 17 лет во время ныряния с ним произошел несчастный случай. Осознав, что манящая голубая бездна отныне ему недоступна, Бессон с головой погружается в новую стихию, смотрит много фильмов, снимает, а в 19 лет отправляется в Голливуд. Отслужив в армии 3 года, зарабатывает на жизнь работой ассистента режиссера, в 1984 дебютирует практически немым черно-белым фильмом «Последняя битва», мрачной постпанковской драмой, действие которой происходит в катастрофическом будущем. Лента, в которой Бессон впервые снял долговязого Жана Рено (см. РЕНО Жан), своего «актера-талисмана», получила два приза на фестивале фантастического кино в Авориазе и еще десяток других премий.

Но уже следующая работа 26-летнего режиссера, постмодернистская драма «Подземка» (1985) снята в стилизованно-отстраненной манере. История безвылазно обитающей в переходах парижского метро тусовки городских маргиналов продемонстрировала характерные особенности построения бессоновского фильма. В отличие от жестокого урбанистического романтика Леона Каракса (см. КАРАКС Леон) или помешанного на стиле и детальной прорисовке харизматических персонажей Жан-Жака Бенекса, Бессон снимает мелодраматические боевики, герои которых занимаются как бы межпространственным нырянием, проникая из одной реальности в другую. В 1987 Бессон делает свою идеальную автобиографию, ленту-погружение в сладостный мир детства, океаническую мистерию «Голубая бездна», историю дружбы двух ныряльщиков, в основу которой положены биографические факты консультанта картины Жака Майоля, юношеского кумира режиссера.

В 1990 Бессон снимает легендарную ленту «Никита», в которой невообразимо перемешан ураганный динамизм и сентиментальность мелодрамы ради создания жестоко-лирического образчика постклассического триллера с подчеркнутым смешением положительного и отрицательного начал в обрисовке персонажей. «Никита» пробила брешь в железном занавесе американского проката, собрав неплохие для иностранной ленты деньги, и была растиражирована по всему миру. А персонаж, сыгранный Рено в «Никите», чистильщик Виктор, стал черновым наброском к образу инфантильного киллера Леона из следующего игрового фильма Бессона «Леон»/«Профессионал» (1994). Однако между двумя мелодрамами режиссер реализует еще один личный проект - полнометражную документальную картину «Атлантис» (1991), эпопею, состоящую из подводных съемок форм жизни под полярными льдинами, разбитую на главки и озвученную чудесной, как всегда, музыкой постоянного сотрудника режиссера, прекрасного композитора Эрика Серра.

А «Леон», снятый уже в Нью-Йорке, чередовал умопомрачительные перестрелки с лирическими сценами, вынуждающими вспомнить «Лолиту». И, наконец, в 1997 Бессону триумфально удалось воплотить замысел фильма «Пятый элемент», вынашиваемый им два десятилетия и осенивший юного Люка, по легенде, за школьной партой. Хитроумная история «пятого элемента», каждые пять тысяч лет спасающего человечество от встречи со вселенским злом, для чего необходим ритуал алхимической свадьбы четырех стихий вокруг сливающихся в экстазе поцелуя таксиста из Бруклина 23 века и самого «пятого элемента» в облике оранжевокудрой инопланетянки, реализована в виде грандиозного дизайнерского спектакля со сногсшибательными костюмами Жан-Поля Готье, бомбардирующего зрителя музыкой Серра и впечатляющей игрой актеров. Фильм стал самым дорогостоящим французским кинопроектом с бюджетом в 90 млн долларов. В главной роли снялась актриса Мила Йовович (см. ЙОВОВИЧ Мила), ставшая супругой режиссера. После выхода картины «Жанна д"Арк» (1999), где Мила также сыграла главную роль, супруги расстались.

Бессон поставил одни из самых коммерчески успешных французских фильмов - «Такси», «Такси-2» (несколько меньший успех имели продолжения) и «Багровые реки».

Бессон активно занимается продюсерской деятельностью. В 1997 он продюсировал режиссерский дебют одного из своих любимых актеров Гэри Олдмена в фильме под названием «Не глотать».

Бессон стал единственным французским режиссером, уверенно работающем в Голливуде (как режиссер и продюсер) с конца 1990-х гг.

Полезные сервисы